Что гложет Руперта Мёрдока?
Что-то не ладно в News Corp. — медиа-империи Руперта Мёрдока. Скандалы с прослушкой самой королевы Великобритании, неудачные попытки монетизации интернет-изданий, ссора с финансистом Соросом, многомиллионные иски, потеря рекламодателей. Прям жаль старика!
Сначала все шло довольно естественно. Бумажные издания вымирали и более-менее удачно мигрировали в интернет. Схема заработка в Глобальной сети очень простая: реклама. Медийная, контекстная, статейная (это и откровенная заказуха, и честные статьи с пометкой «на правах рекламы»), немножко видео.
Когда пару лет назад Руперт Мёрдок заговорил о платном доступе к своим интернет-изданиям, все быстро записали магната в умалишенные и лишь посмеялись. Ведь довольно странно, что Мёрдок выбрал такой путь заработка. Даже бумажная пресса существовала всегда за счет рекламы. Розничная цена газеты или журнала не окупала и трети затрат на производство. Поскольку затраты на поддержание сайта в разы меньше, нежели на содержание издания, то и появилась возможность для заработка на одной лишь рекламе.
Вместе с тем упрямый старик довел дело до логического конца. Такие газеты, как The Times, The Sun, The Australian, стали платными в онлайн. При этом результаты оценивались противоречиво: то писали о потери части аудитории, то сообщали, что та же Times заработала на онлайн-подписке больше, чем прежде удавалось получить за рекламу.
Закрыть доступ к контенту довольно просто: запретить поисковикам индексировать информационные сайты, а на самих порталах ввести платную регистрацию. Надо сказать, что господин Мёрдок говорил об этом давно, но долго не предпринимал каких-либо действий, выдавая одну гипотетическую бизнес-модель за другую.
Но лед тронулся и Рубикон был перейден. Часть империи ушла в «тень», спрятавшись от вездесущих роботов Google. Повторюсь, что оценки эффективности денежной подписки противоречивы. Это понятно — ведь если сегодня пять миллионов человек заплатили 10 долларов за месячный абонемент, то не факт, что все пять миллионов заплатят и за следующий. Стивен Кинг еще в 90-е ставил опыты по онлайн-подписке на сетевые романы и не преуспел. Пожалуй, лучшее доказательство, что Интернет — это сборище халявщиков (к которым относится и автор этих строк).
Но оценки оценками, а недавние события угрожают поставить жирный крест на нескольких желтых изданиях, входящих в News Corp. После скандала с прослушкой телефонных номеров сотрудниками газеты многие компании приняли очень тяжелое для империи Мёрдока решение — не размещать рекламу на страницах его сайтов. Добавьте к этому сокращение числа подписчиков и получите очень негативный эффект.
Капитализация News Corp. сократилась на 7 миллиардов долларов. Акции компании за неделю потеряли 14 процентов. После этого News Corp. объявила о запуске программы по выкупу акций на общую сумму в пять миллиардов долларов. Старт программы запланирован на вторую половину августа. Толчком к такому поступку послужила ссора с акционерами — те грозятся завалить Мёрдока исками. Количество рекламодателей-отказников растет, причем не только в Англии, где случился скандал, но и за ее пределами. Ведь в открытом Интернете слухи и новости распространяются мгновенно.
Действие редактора Энди Коулсона и других сотрудников газеты News of the World по подслушиванию политиков, знаменитостей и (God bless her!) самой королевы Елизаветы II, скорее всего, являются личной инициативой коллектива, но очень показательны для всего холдинга: делая свою информацию закрытой, компании Мёрдока нагло воруют информацию о частной жизни других людей.