Груша - откуда она взялась? Красочная история сладких сортов
Один выдающийся знаток истории «грушеведения» считал, что за одно столетие в Бельгии достигли большего успеха в создании изумительных «тающих» сортов груши Бере, чем за все предыдущие века во всём мире! Но об этом чуть позже, а пока с помощью воображаемой машины времени перенесёмся вглубь этих самых веков…
Довольно многочисленный род, собравший груши планеты (более полусотни видов), явно третичного, а быть может, и более древнего происхождения. Косвенное подтверждение — особенности ареалов современных видов. Прямое подтверждение — конкретно археологическое: листья груши обнаружены в третичных отложениях Кавказа и Западной Европы (ещё конкретнее — в миоценовых отложениях; а начался миоцен примерно 23 миллиона лет назад и закончился 5,332 миллиона лет назад). В общем, возраст груши «как явления Природы» насчитывает однозначно более пяти миллионов лет…
Видовое разнообразие столь древнего рода ныне сосредоточено лишь в двух географических областях — евразийской (или западной) и восточно-азиатской (главным образом в Китае). Соответственно, мы имеем две самобытных группы сортов, что возникли (с участием человека, естественно) «на базе» двух групп видов.
И если представители первой области (первой группы) «собрали две трети» видового потенциала рода, то на долю «китайских товарищей», несложно подсчитать, приходится лишь треть видов. Ничего, зато Китай «добрал своё» в человеческом факторе.
Ареал первых растянулся от Северной Африки, Европы, Малой Азии — до Ирана и Средней Азии, вплотную подступив к отрогам Гималайских гор. Природные ареалы вторых сосредоточены в Азии Восточной — от гор Тянь-Шаня до Японии.
Учитывая их биологию, строение плодов, прочие особенности, можно выделить 4 секции:
Груши пашиа (русская груша из Белгородской, Воронежской, Харьковской, Курской областей с мелкими округлыми плодами, имеющими вяжущий вкус; груша пашиа из Бирмы, Северной Индии, Восточного Афганистана, с подобными же плодиками).
Серебристоплодные груши (например, груша Тахтаджяна из Армении с крупными грушевидными съедобными плодами).
Сухоплодные груши (как груша Вавилова из восточной Ферганы, с мелкими, в диаметре около трёх сантиметров, плодами).
Груши настоящие (уссурийская груша из Дальнего Востока, Северного Китая и Кореи; кавказская груша, гирканская груша из предгорий Талышских гор, груша обыкновенная и другие).
Груша обыкновенная в диком состоянии произрастает на северных территориях Беларуси, по северу Воронежской области к Жигулям. Отдельные деревца и группки дикой груши можно встретить в лесах Белгородской, Воронежской, Курской областей, близ Харькова, также в Молдавии, Крыму.
Особо надо бы отметить уссурийскую грушу — именно её Мичурин использовал для выведения гибридных сортов, более выносливых, более приспособленных к условиям средней полосы России. В результате скрещивания высококачественных (но «хилых» по русским меркам, маловыносливых к русской зимовке) сортов западноевропейских груш с грушей уссурийской, Мичурину удалось получить целый ряд перспективных сортов — например, «Бере зимняя Мичурина», «Русский эсперен».
От каких «дикарей» произошли европейские культурные груши, в точности неизвестно. Вероятно участие сирийской, миндальной, снежной, маслинолистной и, конечно же, обыкновенной. Да это, в общем-то, и не важно. Ну, имелись разные дикие гибриды, ну, люди начали отбирать из них что повкуснее, порумянее, начали высаживать возле своих жилищ…
Ясно одно: культура груши возникла очень давно! Самые первые достоверные находки плодов (точнее, остатков плодов) относятся к периоду свайных построек в Италии, Швейцарии. Это что касается первобытного человека, «где-то в районе» кроманьонца и питекантропа.
Из более современных, рукотворных подтверждений — фрески с изображением плодов груши, которые украшали дворцы в Помпеях и Геркулануме.
Гомер в своей «Одиссее» (около 1200 г. до нашей эры) воспевал не только яблоко — в саду Алкиноя, по версии Гомера, имелись и груши. Ну не мог же он всё это придумать?!
Примерно семь столетий спустя (стало быть, и это произошло до нашей эры) знаменитый «отец ботаники» Теофраст в письменном виде зафиксировал культурные и дикорастущие груши. Кроме того, Теофраст подробно остановился на агротехнике, вплоть до необходимости применения перекрёстного опыления между сортами. Ну, как вам древние «мичуринцы»?..
И если культура груши в то время стояла настолько высоко, логично предположить, что прошло немало столетий и тысячелетий накопления подобного опыта, прежде чем древнее человечество достигло столь неплохих результатов!
Между прочим, в древности полуостров Пелопоннес греки называли «Страной груш». А значит, имелись веские основания?..
Понятно, что древние римляне восприняли культуру груш от греков, затем уже с Апеннинского полуострова сортовая груша «перекочевала» к будущим французам, бельгийцам, германцам и англичанам.
В Италии, увы, преемственность была нарушена, многие сорта безвозвратно утеряны. Августин Галло в книге «Двадцать дней сельского хозяйства и прелести сельской жизни» (начало 16-го века) упоминает лишь дюжину сортов, из которой только два (Бергамот и Бон Котьен) существуют и сегодня.
Англичане и немцы особыми успехами в сортовыведении похвастаться не могут — они, скорее, «тиражировали» уже наработанное в Бельгии, во Франции. В каталоге, скажем, Королевского общества садоводства (1826 год, Британия) перечислялись 622 сорта, но в основном это были привозные сорта. Впрочем, английский сорт «Бартлет» можно считать счастливым исключением — он в своё время, как говорится, «попал в десятку».
Немцы заслужили уважение созданием помологических питомников, промышленных садов Гоше и Шпета — отсюда лучшие сорта распространялись по всему свету.
В Новом Свете — в Америке — груша появилась лишь в начале 18-го века. С целью выведения устойчивых к холодам сортов американцы привезли из России до восьмидесяти сортов груши.
В Киевской Руси груши выращивались в монастырских садах наряду с иными плодовыми, судя по летописям, в 11-м веке. Из Киева культурная груша двигалась в те времена в Москву, Новгород, на север. В 15-м веке Москва была окружена садами, в которых помимо вишни, яблони, росли и груши.
В начале 19-го века на территории России выращивали около 70 сортов груши (в т.ч. 14 в северных губерниях). Один лишь И. В. Мичурин вывел 17 сортов для средней полосы России (самые ценные среди них — зимние сорта).
Завершая историческую экскурсию, надо упомянуть Никитский ботанический сад, коллекция которого насчитывала более 500 сортов, а также Л. П. Симиренко, автора книги «Крымское промышленное плодоводство» (1912 г.), в питомнике у которого было 600 сортов груш!
Так и хочется воскликнуть, как в той телепередаче: «А вам — слабо?..»