[Сorporate identity] Всё, что вы должны знать о фирменном стиле
Понятие фирменного стиля появилось в начале XX века в США, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости.
Фирменный стиль - это набор графических, словесных и образных элементов, которые, будучи весомой рекламной составляющей, проходят «красной линией» через все рекламные сообщения и передают философию компании, ее миссию или просто сферу деятельности компании на рынке.
Другими словами, фирменный стиль - это набор единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы, деловых бумаг, документации, упаковки, офиса и даже одежды сотрудников.
Традиционные элементы фирменного стиля:
- фирменный знак;
- логотип;
- фирменный символ;
- фирменный блок;
- фирменные цвета;
- фирменный шрифт (-ы);
- фирменные производственные материалы;
- слоган;
- фирменная документация;
- торговая документация;
- упаковка;
- сувенирная продукция;
- наружная реклама;
- фирменная одежда;
- фирменное оформление офиса и рабочих мест.
Также, наряду с идеологией, которая должна быть вложена в фирменный стиль, он должен отвечать ожиданиям целевой аудитории, «подыгрывать» ее представлениям о товаре/услуге. Фирменный стиль производителя автомобилей бизнес-класса скорее должен быть выдержан в спокойных тонах, в то время как фирменный стиль производителя сноубордов будет лучше воспринят, если он будет ярким, «быстрым» и «динамичным».
Регистрация логотипа (товарного знака)
Регистрация логотипа в России осуществляется Федеральным Институтом Промышленной Собственности (другое название – Роспатент).
Регистрировать нужно только логотип (товарный знак), фирменный стиль регистрации не требует. Однако если вы хотите – можете проконсультироваться с профессиональным юристом, специализирующимся в области защиты интеллектуальной собственности, и попробовать защитить некоторые элементы фирменного стиля как промышленные образцы.
Регистрация товарного знака в РФ в настоящее время стоит 9000 руб. по одному классу МКТУ и 2000 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ (это официальные пошлины). МКТУ – это международный классификатор товаров и услуг, насчитывающий на данный момент 45 классов, по которым классифицированы все виды товаров и услуг.
Защищать можно словесный товарный знак (т. е. только название вашей компании), графический товарный знак (только графику, при этом само название не защищается) и комбинированный товарный знак (т. е. совокупность названия и графического изображения).
Какой метод защиты фирменного стиля вам выбрать?
Это зависит от названия вашей компании. Дело в том, что не каждое название компании подлежит защите как словесный товарный знак. Особенно это касается тех названий, которые были разработаны непрофессионалами в области нейминга, а самими бизнесменами или рядовыми сотрудниками компаний.
НЕЙМИНГ – разработка названий для компаний или торговых марок
Итак, если название вашей компании является неохраноспособным – можно регистрировать графический товарный знак или комбинированный товарный знак с отдельными неохраноспособными элементами, не занимающими в нем доминирующего положения. Если же название охраноспособно – вы можете регистрировать его любым из следующих способов: как словесный товарный знак, как графический товарный знак и как комбинированный товарный знак.
Охраноспособность названия вашей компании можно проверить с помощью экспертов Роспатента или профессиональных патентных поверенных, специализирующихся в области товарных знаков. По времени регистрация товарного знака занимает примерно от полугода до двух лет, но уже в течение месяца после подачи официальной заявки вы получите приоритетное свидетельство на товарный знак и сможете относительно безопасно его использовать.
Студия дизайна «LIGHT-ILLUSION»