Классификация прав и свобод человека и гражданина

Издревле в человеке выделяют три составляющих: душа, дух и тело [1,с.10], что было доказано наукой [2,с.237;3,с.304;4,с.5].

Человеку – его духовному, нравственно-душевному и телесному началам – с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным – нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные) [4, с.7;5,с.210-213], которые нашли воплощение и свою реализацию в правах и свободах человека и гражданина.

Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. Поэтому в теории права существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина.

В последнее время учёные все чаще говорят о так называемых «пяти поколениях прав» человека или о разных «возрастных правах» [13,14,с.399-400;15,16]. Данная классификация базируется на генерационном основании [16].

«Первое поколение» прав человека (конец XVIII века) – это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности.

«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания.

Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.

«Второй возраст прав» человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX – начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.

«Третий возраст прав» связан с интернализацией. Это «права солидарности», которые характеризуются, как правило, следующими параметрами:

1.Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как,

мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.;

2.Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и

Требовали бы от него их реализации;

3.Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия

индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире.

Итак, «права солидарности» имеют надгосударственную и наднациональную природу

и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами.

К «правам солидарности» также следует отнести право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос и пр.) [13,15,с.60].

К первому-третьему поколению прав относятся информационные права гражданина и технологии, о которых говорят Ю.А.Дмитриев и С.И.Глушкова [13,15,с.60; 28,с.46].

В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [4,с.5;5,с.210-213;6,с.92-93;13,18, с.94-97; 20,с.4;33,с.47-49].

Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека – это универсальные моральные права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства [19].

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество, право выбора [5,с.210-213], свобода совести и вероисповедания [10], право на духовное образование и воспитание [7] и пр.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Провозглашённые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.

Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, гражданских, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности.

К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся «личностные (соматические) права», так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям [13].

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. По происхождению репродуктивные права не связаны с ценностями пятого поколения прав, не являются основой энергии. При этом следует отметить, что так называемые репродуктивные права можно будет отнести к четвёртому поколению прав только в случае, если они не противоречат духовным и нравственным ценностям личности [13].

А.Б.Венгеров указывает следующее: «Четвёртое поколение – это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества» [24].

К духовно-нравственным правам и свободам относят право человека на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на творчество, право на уважение достоинства, право выбора, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, воспитание и развитие и др.) [17].

Экологическое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира.

В начале ХХI века в России было открыто пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо «Божественными правами и свободами» [8,9,17,33,с.47-49]. Основу пятого поколения прав составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия.

Ещё в августе 2003г. О.Ю.Малинова предсказала появление пятого поколения прав человека [25].

В данном случае под информацией понимается творящая информация (Божественная информация, «чистая энергия») [26,с.113].

Академик Г.И.Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира [27,с.4].

Управление информацией происходит через мысль [32,с.184]. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью и религией, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль – к пятому поколению прав [10].

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [5,с.210-213,8,13].

Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина должны защищать человека, его душу и дух, от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии, медицины и техники, а также от негативных энергоинформационных воздействий и манипуляций.

По мнению Ф.М.Рудинского, права четвёртое поколения должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности и другими открытиями в области биологии [29].

Нарушение человечеством Божественных и духовно-нравственных законов, четвёртого и пятого поколений прав человека приводит к совершению преступлений, указанных и не предусмотренных уголовным законодательством [9,11]. Любое преступление всегда имеет нравственный аспект. Сферу уголовного преследования и наказания не охватывают негативные энергоинформационные воздействия (манипуляции) на человека.

Кроме того, права и свободы человека и гражданина традиционно в науке для простоты делятся на три группы:

1.Личные или гражданские;

2.Политические;

3.Экономические, социальные и культурные права и свободы [21,с.237-238;22,с.164].

Учёные России к основным (то есть конституционным) правам и свободам человека и

гражданина по своему содержанию относят:

1.Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России);

2.Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России);

3.Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России);

4.Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России) [23,с.22-23].

Следует подчеркнуть, что международному праву ближе подходит последняя рассмотренная классификация основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные права).

В любом случае, вышеизложенные вторая и третья классификации прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, никак нельзя считать наиболее полными, ибо они не подчеркивают и не отражают в себе смысл и содержание всех существующих сфер жизнедеятельности человека: духовной и интеллектуальной. В частности, указанные классификации предали забвению и на неизвестность права и свободы, непосредственно, вытекающих из духовной и моральной автономии личности.

Безусловно, что некоторые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были неверно и ошибочно отнесены то к гражданским, то к культурным и социальным правам и свободам человека и гражданина.

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, наиболее точной и полной по своей форме, объёму и содержанию является следующая классификация прав и свобод человека и гражданина:

1. Божественные права и свободы;

2. Духовно-нравственные права и свободы;

3. Права солидарности;

4. Культурные права и свободы;

5. Гражданские права и свободы;

6. Социальные права и свободы;

7. Экономические права и свободы;

8. Политические права и свободы [4,с.47;6,с.92-93;13,31].

Фундаментом всех прав и свобод и по своей значимости выступают Божественные права и свободы, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную. Как видно из изложенной классификации прав, приоритет прав возрастает снизу вверх.

Как указывает, О.Ю.Малинова, корпус прав, требующих защиту, неизбежно будет расширяться, и каждое поколение прав будет приносить новую логику узаконивания притязаний [30,с.90-91].

Библиографический список

1. Гусейнов А.А.Великие моралисты. -М.: Республика.1995.

2. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.

3. Ярцев В.В. Мир души. –Омск: Книжное издательство. 1994.

4. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. – Казань: ТИСБИ, 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://iventev.narod.ru/.

5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ». 2010.

6. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Ежемесячный научный журнал «Дискуссия». 2010. № 2 февраль.

7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

8. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

9. Ивентьев С.И. Нравственный аспект коррупции.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

10. Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания. //Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

11. Ивентьев С.И. Вызовы современности: терроризм и наркомания.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

12. Ивентьев С.И. Вопросы, возникающие при восстановлении судами пропущенного процессуального срока.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

13. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. –М.: Юристъ. 1996.

15. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека. М., 2006.

16. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека//Международное публичное и частное право. 2007. № 6.

17. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология.//. Материалы II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» март 2010г. – Красноярск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nkras.ru.

18. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010г. Часть 1. –Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.

19. Русакова Е.М. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе//Сборник методических материалов. М., 1999.

20. Смирнов В. Конституция и мораль//Молодёжь Татарстана. 1998. № 31, 30 июня.

21. Манов Г.Н. Теория права и государства. М.: Издательство Бек. 1995. с.237-238;

22. Баглай М.В. Конституционное право РФ. –М.: Норма-Инфра-М. 1998.

23. Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. – М.:

АКАЛИС, 1997. с.22-23.

24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

25. Малинова О.Ю. Три поколения прав человека//Пчела. 2003. № 43.

26. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. – СПб.: ИД «Весь», 2003.

27. Волченко В.Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете//Сознание и Физическая реальность.1997. Т.2, № 4.

28. Глушкова С.И. Права человека и гражданина в контексте глобализации//Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». М., 2005.

29. Рудинский Ф.М.Гражданские права человека: общетеоретические вопросы//Право и жизнь. 2000, № 31.

30. Поколение прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правого института: Учебное пособие//Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. -СПб., 2003.

31. Ивентьев С.И. Генезис прав человека//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. Апрель [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

32. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: Путь спасения. –М.: АСТ: АСТ-Пель. 2005

33. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49.






Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: