Анализ динамики структуры землепользований в Сакском районе АР Крым

Со времени провозглашения земельной реформы Верховным Советом Украины в государстве сформировался новый земельный порядок: ликвидирована государственная монополия на землю; совершен переход к разным формам земельной собственности; проведено бесплатное распределение земли в пользу граждан; введено платное землепользование и созданы объективные предпосылки для создания рынка земли.
Вместе с этим, социально-экономический потенциал земельных преобразований не реализован. Механизм управления землепользованием не сформирован, система земельных отношений и организации землепользования разрушена, а новая – эффективная – еще не создана. Сотни тысяч гектар земли выведены из хозяйственного использования и деградируют.
Анализ использования распаеванных земель в АР Крым показывает, что они используются нерационально. Значительное количество земельных паев не получено, получены, но пайщики выехали за пределы АР Крым или умерли и никто не вступил в наследство. В следствие чего, значительные площади распаеванных земель не обрабатываются. Они зарастают карантинными сорняками, земельные угодья засоряются, что уменьшает их экологическое состояние и снижает плодородность. Так, в Сакском районе АРК количество невостребованных земельных паев составляет 844 шт. общей площадью 6621,8 га. Из них не получено и сохраняется в органах власти 167 сертификатов на общую площадь 1106,2 га, получено, но пайщики выехали за пределы АРК или умерли и никто не вступил в наследство – 334 шт. сертификатов на общую площадь 3059,7 га. Из общего количества невостребованных паев сдаются аренду органами власти 5 шт. общей площадью 37,6 га и не обрабатываются 839 шт. общей площадью 6580,9 га.
На примере Сакского района АРК наглядно прослеживается тенденция уменьшения площади сельскохозяйственных угодий за период с 1990 г. (до начала земельной реформы), 1996 г. – с начала проведения реформы и во время ее проведения (2000 и 2002 гг.) В1995 году площадь пашни составляла 61%, пашни орошаемой – 18% от общей площади земель, площадь пастбищ – 8 %, улучшенных пастбищ – 7 %. В 2000 году площадь пашни – 63%, пашни орошаемой – 18% от общей площади земель, площадь пастбищ – 8 %, улучшенных пастбищ – 5 %. В 2005 году площадь пашни – 51%, пашни орошаемой – 17% от общей площади земель, площадь пастбищ – 14 %. В 2010 году площадь пашни – 53%, пашни орошаемой – 17% от общей площади земель, площадь пастбищ – 14 %.
Стихийное перераспределение земельного фонда в процессе земельной реформы, бесхозяйственное отношение к земле привело к нарушению организации территории сельскохозяйственных формирований, нарушению севооборотов и явилось одной из основных причин низкой отдачи земельного потенциала, а в следствие, к ухудшению экологического состояния земель, усилению процесса смыва почв, деградации почвенного покрова.
Существенное уменьшение объемов внесения в почвы органических и минеральных удобрений усилили процессы дегумификации. На сегодняшний день требуется срочное решение вопроса коррекции структуры посевных площадей, т.к. за последние годы в Украине увеличились площади посева пропашных культур и соответственно уменьшились посевы культур сплошного сева, в отдельности, зернобобовых культур и многолетних трав, что вызвало значительное ухудшение физико-химических качеств почв, понижение их плодородия.
Использование в сельскохозяйственном производстве малопродуктивных земель причиняет не только значительный экономический риск, растрату материально-технических ресурсов, что приводит к снижению темпов интенсификации производства, повышению себестоимости продукции, уменьшению прибыли. Как показывает мировой опыт, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможен лишь за счет интенсивного использования высокоплодородных почв и за счет снижения вкладов в малопродуктивные земли.
Еще одним важным аспектом в управлении земельными ресурсами административного района АРК является обеспечение земельными участками крымско-татарского населения. Так в Сакском районе АРК из общей площади сельскохозяйственных угодий земель запаса и резервного фонда передано депортированным гражданам для ведения фермерского хозяйства 48 хозяйств, общей площадью 816,6 га при общем количестве хозяйств – 271, общей площадью 4126,9 га, и для ведения личного сельского хозяйства – 6599, общей площадью 5277,5 га при общем количестве хозяйств 15489, общей площадью 11851,0 га. А так же из оставшихся нераспределенных земель запаса и резервного фонда приняты решения на разработку проектов отвода земель депортированным гражданам для ведения личного сельского хозяйства 1799 шт. общей площадью 1980,8 га при общем количестве земельных участков, по передаче которых принято решение 3202 шт. общей площадью 3839,9 га. В связи с переселением депортированных граждан увеличивается количество застроенных территорий и ограничивается запас земель как территориального ресурса.
Значительное количество земель в Сакском районе выведено из обработки в следствие их подтопленности и заболоченности. Причиной данных процессов послужили неблагоприятные погодные условия (дождливое лето), а так же процессы фильтрации с Сакской ветки канала. Фильтрация послужила опреснению воды в озерах Сакское и Сасык и поднятию уровня воды в них.
Для исправления сложившейся ситуации нерационального землепользования необходимо на основе анализа приведенных материалов и развития продуктивных сил района разработать программу использования и охраны земель района. С учетом перспектив развития отраслей экономики следует определить потребность каждого из них в земельных ресурсах. При этом необходимо выходить из специфики региона как курортно – оздоровительного, туристического и природно – заповедного значения и определить развитие этих отраслей, их потребность в земельных ресурсах, режимы использования и системы охраны, развитие обслуживающей инфраструктуры.
Зона земель сельскохозяйственного назначения требует обеспечения надлежащих условий для создания и развития новых агроформирований рыночного типа. Ставиться задача, чтобы существующие большие массивы пахотных земель, сенокосов, пастбищ и садов нашли своего хозяина и использовались эффективно, сельскохозяйственное использование которых приостановлено по различным причинам.
Указанные вопросы необходимо решать комплексно, с учетом развития системы расселения, создания соответствующих инженерной и социальной инфраструктур. Такой системный подход даст возможность усовершенствовать земельные отношения в АРК, где тесно взаимосвязаны социально – политические и эколого – экономические проблемы данного региона.


Анализ проведен по учебным материалам сайта и конспектам лекций



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: