Этикетка в капле росы
Этикетка - утилитарная вещь. Она существует, выполняет свои функции, на нее, как правило, и не обращаешь внимания. Но если попытаться вглядеться, изучить возможности компаний, выясняется, что на этом рынке, как и на любом другом, существует множество разных технологий и решений. Одним из интересных примеров представляются объемные этикетки. По этому поводу мы встретились с генеральным директором компании "АЛОРИ", Игорем Орловым, который за чашкой чая рассказал, кажется, все про объемную этикетку, начиная от производства и заканчивая ситуацией на рынке. Как выяснилось, Игорь стоял у истоков этого рынка, и найти более компетентного в этом деле человека, наверное, невозможно.
Объемная этикетка - это та самая небольшая наклейка с линзой, которую раньше мы постоянно видели только на системных блоках компьютеров или холодильниках, а теперь можем встретить в самых неожиданных местах. Изначально такая этикетка в России и появилась благодаря поставщикам компьютерного оборудования. На каждый системный блок была наклеена объемная этикетка с логотипом фирмы, и наши производители техники стали активно интересоваться, что это и кто это может сделать. По словам Игоря Орлова, в самом начале при изготовлении этой продукции надо было решать множество производственных вопросов, связанных с отработкой новой технологии, а заказчики были, в основном, из компьютерной сферы. То есть в то время рынка как такового не было, и сформировался он не так давно. Десять лет назад понятие "объемной этикетки" для нас было еще непонятным и экзотичным. А сегодня компаний, производящих такие этикетки, в Петербурге не одна и даже не две. Из ведущих производителей можно перечислить "АЛОРИ", "КБ Контур", "Септима", "Гротеск" и "СВМ".
Одной из основных сфер применения объемной самоклеящейся этикетки остаются наклейки на бытовую технику - как яркая оригинальная подача логотипа фирмы-производителя с контактной информацией, названия прибора, для обозначения кнопок и клавиш на различных панелях управления и др. Но есть и более интересные примеры. Компания "АЛОРИ", например, сейчас делает лицевые приборные панели, наклейки на автомобили, рекламно-информационные таблички, сувенирную продукцию - брелки, значки, элементы для церковной утвари… По словам Игоря Орлова, главное - фантазия и ее соотнесение с реальностью. И если с фантазией у дизайнеров и заказчиков все отлично, то немногие знают технологические тонкости и ограничения.
Объемные этикетки делаются по принципу, который можно условно назвать "принцип росы". На отпечатанную виниловую самоклеющуюся пленку заливается полимерная смола. Она растекается по поверхности и полимеризуется. Смола бывает двух типов: полиуретановая и эпоксидная. Эпоксидная смола поставляется в основном из Азии, а именно Тайваня, Кореи и Китая, а полиуретановая большей частью из Италии. В Петербурге основными поставщиками смолы являются компании "Бронко", "Аксель" и "Септима". Многим заказчикам в глаза в первую очередь бросается, конечно, разница в цене между этими двумя видами полимерной смолы. Разница эта появляется из-за различных свойств смолы. Проблема эпоксидной смолы в том, что она под воздействием ультрафиолета со временем набирает желтизну. Конечно, все зависит от качества смолы и от того, насколько долго она хранилась. Чем дольше смола не использовалась, тем быстрее после заливки она пожелтеет. Кроме того, в течение года готовая этикетка становится жестче, а, следовательно, перестанет гнуться и станет более подвержена ломке, поэтому ее желательно наклеивать в течение двух месяцев после изготовления. Полиуретановая смола, напротив, практически лишена этих недостатков.
В первооснове и полиуретановая, и эпоксидная смолы являются двухкомпонентным соединением (смола и катализатор), которое смешивается в определенной пропорции. Эффект линзы получается за счет поверхностного натяжения, то есть смола растекается по поверхности и полимеризуется, придавая изображению объем. Максимальная высота линзы зависит от размера этикетки, от толщины материала и еще от множества факторов. Обычно высота линзы - 1,2 - 1,5 мм. Впрочем, в большинстве случаев эту высоту стараются не регулировать, поскольку делать это достаточно сложно, а цена заказа рассчитывается, в том числе, и из времени на него затраченного. Если менять высоту линзы в большую или меньшую стороны, то время, затраченное работником на единицу продукции, может возрасти в два и более раз, что сильно повышает финальную стоимость заказа.
Впрочем, несмотря на кажущуюся легкость, производство требует серьезного подхода. Игорь Орлов объясняет: "Технологический процесс должен выдерживаться очень четко, иначе идет много брака и рентабельность снижается. Смола сама по себе дорогая, а если львиную долю еще будет съедать брак, то работать станет бессмысленно".
Но не стоит забывать и о том, что в объемной этикетке важна не только сама смола, но и заранее отпечатанное изображение. Обычно печать под смолу производится на виниловых пленках, поскольку бумага пропитывается смолой и печать на бумаге под заливку можно осуществлять только в том случае, если ее заранее заламинировать, что получается сложнее и дороже. Для объемных этикеток, в основном, используют либо шелкотрафаретную, либо цифровую печать на принтере, и в зависимости от сложности поставленной задачи компаниям нужно выбирать наиболее подходящий способ. И у того, и у другого варианта есть свои достоинства и свои особенности, например, как показала практика, шелкотрафаретную печать лучше осуществлять красками итальянской фирмы Argon, но даже с этими красками иногда бывают проблемы. Все дело в химии. Смола, являясь активным полимером, может вступать в химическое взаимодействие с пленкой и краской. В качестве наглядного примера Игорь Орлов рассказал, как в свое время на заводе изменили химический состав синей краски, в результате чего произошла химическая реакция, и через неделю после заливки синий цвет превратился в зеленый. В принципе, каждая компания, занимающаяся объемной этикеткой, устанавливает у себя то оборудование, которое ей чаще нужно. "АЛОРИ" на своем печатном участке ориентируется на цифровую технику, а если заказ требует другого вида печати, обращается в проверенные фирмы, которые готовы выполнять особые требования к печати под заливку.
Как и в любой другой технологии, в производстве объемной этикетки есть некоторые ограничения, в первую очередь, связанные с физикой. Самое главное - заливка не терпит острых углов. Так как смола за счет поверхностного натяжения стремится к форме линзы, то она просто не затекает в острые углы. Даже если оператор принудительно зальет острый угол, то в большинстве случаев смола его скруглит за счет силы, стремящейся сократить поверхность до минимума. Как по этому поводу шутит Игорь Орлов: "Законы физики никто пока не отменял, еще бы объяснить это заказчикам!".
Оборудование для заливки тоже существует различное. Однако в Петербурге используется преимущественно ручные и полуавтоматические машины, поскольку основной спрос идет на более дешевые изделия из эпоксидной смолы, а автоматические машины предназначены для работы с большими тиражами, которые льются полиуретановой смолой. В качестве примера можно привести московскую компанию "Северный ветер", которая в 90-х годах вышла на этот рынок, начав в промышленных масштабах делать этикетки для холодильников. Сейчас они активно используют именно автоматические заливочные машины. Полуавтоматические и ручные машины, которые работают в Петербурге, представляют собой, по сути, корпус с электропневматической системой подачи воздуха. Воздух от компрессора поступает в дозатор, там, за счет системы клапанов и реле времени, идет отсекание воздушного потока. Воздух в дозатор подается постоянно с определенным давлением, а дальше от дозатора идет трубка, подключенная к шприцу. Оператор нажимает кнопку, в шприц подается воздух, который выдавливает заданное количество смолы. До этого вручную или с помощью специального миксера смола смешивается с катализатором в определенном соотношении. Если же смешивание происходит неправильно, то готовая линза после заливки может содержать пузыри, или поверхность в получится в разводах.
Рынок объемной этикетки растет, становится больше клиентов и заинтересованных в этом продукте заказчиков. Ведь даже если человек никогда не сталкивался с объемной этикеткой, достаточно увидеть ее "вживую", чтобы заинтересоваться. Поскольку объемная этикетка всегда смотрится выигрышней, привлекая внимание, как утренняя роса на листьях.
Источник: журнал "Реклама и Полиграфия" №5 июнь 2008
Алори: самоклеящиеся этикетки, сувенирная продукция, наклейки на автомобили.
Объемная этикетка - это та самая небольшая наклейка с линзой, которую раньше мы постоянно видели только на системных блоках компьютеров или холодильниках, а теперь можем встретить в самых неожиданных местах. Изначально такая этикетка в России и появилась благодаря поставщикам компьютерного оборудования. На каждый системный блок была наклеена объемная этикетка с логотипом фирмы, и наши производители техники стали активно интересоваться, что это и кто это может сделать. По словам Игоря Орлова, в самом начале при изготовлении этой продукции надо было решать множество производственных вопросов, связанных с отработкой новой технологии, а заказчики были, в основном, из компьютерной сферы. То есть в то время рынка как такового не было, и сформировался он не так давно. Десять лет назад понятие "объемной этикетки" для нас было еще непонятным и экзотичным. А сегодня компаний, производящих такие этикетки, в Петербурге не одна и даже не две. Из ведущих производителей можно перечислить "АЛОРИ", "КБ Контур", "Септима", "Гротеск" и "СВМ".
Одной из основных сфер применения объемной самоклеящейся этикетки остаются наклейки на бытовую технику - как яркая оригинальная подача логотипа фирмы-производителя с контактной информацией, названия прибора, для обозначения кнопок и клавиш на различных панелях управления и др. Но есть и более интересные примеры. Компания "АЛОРИ", например, сейчас делает лицевые приборные панели, наклейки на автомобили, рекламно-информационные таблички, сувенирную продукцию - брелки, значки, элементы для церковной утвари… По словам Игоря Орлова, главное - фантазия и ее соотнесение с реальностью. И если с фантазией у дизайнеров и заказчиков все отлично, то немногие знают технологические тонкости и ограничения.
Объемные этикетки делаются по принципу, который можно условно назвать "принцип росы". На отпечатанную виниловую самоклеющуюся пленку заливается полимерная смола. Она растекается по поверхности и полимеризуется. Смола бывает двух типов: полиуретановая и эпоксидная. Эпоксидная смола поставляется в основном из Азии, а именно Тайваня, Кореи и Китая, а полиуретановая большей частью из Италии. В Петербурге основными поставщиками смолы являются компании "Бронко", "Аксель" и "Септима". Многим заказчикам в глаза в первую очередь бросается, конечно, разница в цене между этими двумя видами полимерной смолы. Разница эта появляется из-за различных свойств смолы. Проблема эпоксидной смолы в том, что она под воздействием ультрафиолета со временем набирает желтизну. Конечно, все зависит от качества смолы и от того, насколько долго она хранилась. Чем дольше смола не использовалась, тем быстрее после заливки она пожелтеет. Кроме того, в течение года готовая этикетка становится жестче, а, следовательно, перестанет гнуться и станет более подвержена ломке, поэтому ее желательно наклеивать в течение двух месяцев после изготовления. Полиуретановая смола, напротив, практически лишена этих недостатков.
В первооснове и полиуретановая, и эпоксидная смолы являются двухкомпонентным соединением (смола и катализатор), которое смешивается в определенной пропорции. Эффект линзы получается за счет поверхностного натяжения, то есть смола растекается по поверхности и полимеризуется, придавая изображению объем. Максимальная высота линзы зависит от размера этикетки, от толщины материала и еще от множества факторов. Обычно высота линзы - 1,2 - 1,5 мм. Впрочем, в большинстве случаев эту высоту стараются не регулировать, поскольку делать это достаточно сложно, а цена заказа рассчитывается, в том числе, и из времени на него затраченного. Если менять высоту линзы в большую или меньшую стороны, то время, затраченное работником на единицу продукции, может возрасти в два и более раз, что сильно повышает финальную стоимость заказа.
Впрочем, несмотря на кажущуюся легкость, производство требует серьезного подхода. Игорь Орлов объясняет: "Технологический процесс должен выдерживаться очень четко, иначе идет много брака и рентабельность снижается. Смола сама по себе дорогая, а если львиную долю еще будет съедать брак, то работать станет бессмысленно".
Но не стоит забывать и о том, что в объемной этикетке важна не только сама смола, но и заранее отпечатанное изображение. Обычно печать под смолу производится на виниловых пленках, поскольку бумага пропитывается смолой и печать на бумаге под заливку можно осуществлять только в том случае, если ее заранее заламинировать, что получается сложнее и дороже. Для объемных этикеток, в основном, используют либо шелкотрафаретную, либо цифровую печать на принтере, и в зависимости от сложности поставленной задачи компаниям нужно выбирать наиболее подходящий способ. И у того, и у другого варианта есть свои достоинства и свои особенности, например, как показала практика, шелкотрафаретную печать лучше осуществлять красками итальянской фирмы Argon, но даже с этими красками иногда бывают проблемы. Все дело в химии. Смола, являясь активным полимером, может вступать в химическое взаимодействие с пленкой и краской. В качестве наглядного примера Игорь Орлов рассказал, как в свое время на заводе изменили химический состав синей краски, в результате чего произошла химическая реакция, и через неделю после заливки синий цвет превратился в зеленый. В принципе, каждая компания, занимающаяся объемной этикеткой, устанавливает у себя то оборудование, которое ей чаще нужно. "АЛОРИ" на своем печатном участке ориентируется на цифровую технику, а если заказ требует другого вида печати, обращается в проверенные фирмы, которые готовы выполнять особые требования к печати под заливку.
Как и в любой другой технологии, в производстве объемной этикетки есть некоторые ограничения, в первую очередь, связанные с физикой. Самое главное - заливка не терпит острых углов. Так как смола за счет поверхностного натяжения стремится к форме линзы, то она просто не затекает в острые углы. Даже если оператор принудительно зальет острый угол, то в большинстве случаев смола его скруглит за счет силы, стремящейся сократить поверхность до минимума. Как по этому поводу шутит Игорь Орлов: "Законы физики никто пока не отменял, еще бы объяснить это заказчикам!".
Оборудование для заливки тоже существует различное. Однако в Петербурге используется преимущественно ручные и полуавтоматические машины, поскольку основной спрос идет на более дешевые изделия из эпоксидной смолы, а автоматические машины предназначены для работы с большими тиражами, которые льются полиуретановой смолой. В качестве примера можно привести московскую компанию "Северный ветер", которая в 90-х годах вышла на этот рынок, начав в промышленных масштабах делать этикетки для холодильников. Сейчас они активно используют именно автоматические заливочные машины. Полуавтоматические и ручные машины, которые работают в Петербурге, представляют собой, по сути, корпус с электропневматической системой подачи воздуха. Воздух от компрессора поступает в дозатор, там, за счет системы клапанов и реле времени, идет отсекание воздушного потока. Воздух в дозатор подается постоянно с определенным давлением, а дальше от дозатора идет трубка, подключенная к шприцу. Оператор нажимает кнопку, в шприц подается воздух, который выдавливает заданное количество смолы. До этого вручную или с помощью специального миксера смола смешивается с катализатором в определенном соотношении. Если же смешивание происходит неправильно, то готовая линза после заливки может содержать пузыри, или поверхность в получится в разводах.
Рынок объемной этикетки растет, становится больше клиентов и заинтересованных в этом продукте заказчиков. Ведь даже если человек никогда не сталкивался с объемной этикеткой, достаточно увидеть ее "вживую", чтобы заинтересоваться. Поскольку объемная этикетка всегда смотрится выигрышней, привлекая внимание, как утренняя роса на листьях.
Источник: журнал "Реклама и Полиграфия" №5 июнь 2008
Алори: самоклеящиеся этикетки, сувенирная продукция, наклейки на автомобили.
Отзывы и комментарии