«Яркие огни, большой город». Кому в Нью-Йорке жить хорошо?
Экранизация первого романа американского писателя Джеймса МакИнерни, в отличие от самой книги, ставшей бестселлером, ажиотажа среди зрителей не вызвала. Для Джеймса Бриджеса («Городской ковбой») этот фильм, к сожалению, стал последней режиссерской работой, а последней работой в кино вообще — сценарий, написанный им для ленты Клинта Иствуда «Белый охотник, черное сердце» (1990).
Фильм, будучи достаточно близкой адаптацией книги, рассказывает о неделе из жизни молодого нью-йоркского яппи Джейми Конвея. Джейми — типичный представитель «золотой» молодежи восьмидесятых. Его светлые замыслы (роман) — в будущем, а в настоящем — целый ворох психологических и социальных проблем.
Уехав из родного дома после смерти матери, Джейми перестал видеться с отцом и младшим братом Майклом, полностью погрузившись в разлагающую мозг и душу атмосферу «Большого яблока». Мечтая о карьере писателя, он устраивается в модный глянцевый журнал «Готэм», где вместо творческой деятельности занимается тем, что корректирует чужие, порой совершенно бездарные и плоские тексты, и проверяет на достоверность указанную в них информацию. Работа у Джейми не спорится, потому что, во-первых, он ее терпеть не может, а во-вторых, у него не сложились отношения со своей начальницей, засушенной и щепетильной Кларой (Фрэнсис Стернхаген).
Поспешно женившись на симпатичной Аманде (Фиби Кейтс), подающий надежды молодой графоман не сообразил, что бедная девушка из Арканзаса просто решила за его счет пробиться в большом городе и сделать карьеру модели. Как только с ней заключили выгодный контракт, Аманда бросила Джейми и оставила парня в растрепанных чувствах. Нелюбимая работа, разрыв с красивой молодой женой — просто мелочи по сравнению с ежедневным пристрастием Джейми к кокаину и спиртному. Неудивительно, что у парня периодически случаются странные видения, слава богу, пока только во сне. Тем не менее сам Джейми в своем существовании ничего радужного решительно не наблюдает. И когда ему плохо (что случается весьма часто), ему, оказывается, даже толком и поплакаться некому. Хорошо если выслушает коллега по работе, потому как лучший приятель Тэд (Кифер Сазерленд) может лишь подсыпать кокса или подкинуть девочку на вечер, а с родственниками Джейми отношений не поддерживает…
Всё-таки психологическая драма — очень тонкий, вдумчивый жанр. Здесь главное не впасть в рутину, не забыть, что ты снимаешь кино, а не описываешь имущество. Джеймс Бриджес не дотянул. Он честно пытался, это видно, а местами даже получилось, но в целом — не дотянул. Его произведению явно не хватает какого-то импульса, источника энергии, чтобы усилить эмоциональный накал страстей и заставить зрителя искренне сопереживать главному герою в исполнении Майкла Дж. Фокса.
Вот как раз к актерам претензий никаких нет. Майкл Дж. Фокс, будучи на волне славы после лент «Назад в будущее» и «Секрет моего успеха», в свои 27 лет решил, что настало время отойти от образа милого мальчика. Не могу сказать, что ему это удалось на все сто процентов, ибо местами всё равно складывается впечатление, что убери наркотики и пиджак с галстуком — и перед тобой всё тот же Марти Макфлай.
Год спустя актеру всё-таки удалось показать себя в совершенно другом ракурсе, но для этого ему пришлось забраться в джунгли Вьетнама в военной драме Брайана Де Пальмы «Военные потери». Затем же последовали сиквелы «Назад в будущее 2 и 3», и Фокс перестал тормошить судьбу, так и оставшись в памяти многих зрителей звездой-подростком. К сожалению, в конце 90-х актер ушел из игрового кино, так как в 1991 году стал все чаще страдать приступами болезни Паркинсона. Тем не менее он продолжает активно жить, творить и, редко появляясь в кадре, время от времени выпускает книги и озвучивает мультипликационных персонажей.
Очень неплохо сыграл свою роль Кифер Сазерленд, чей персонаж, Тэд Эллагаш, лучший приятель Джейми по ночным вылазкам и неуемному потреблению белого порошка, вышел очень правдивым. Тэд — типичный прожигатель жизни, у которого «всё схвачено, за всё заплачено». У него есть знакомые и там и сям, его вечно сопровождают красивые девушки, но внутри у Тэда — зияющая пустота, от которой трудно ожидать сочувствия или признательности.
«Яркие огни, большой город», несмотря на великолепную операторскую работу (как всегда) Гордона Уиллиса, у которого за плечами «Зелиг» Вуди Аллена и «Крестный отец» Копполы, получился слишком рутинным, перенасыщенным ненужными деталями, лицами, разговорами. Картине Бриджеса не хватило самого главного — сути, ибо вся основная, драматическая, часть ленты пришлась на последние полчаса, заставив зрителя поспешно переоценивать все мотивы и поступки главного героя.
К сожалению, фильм у Бриджеса получился одноразовым, не цепляющим чувства. У себя на родине лента закономерно провалилась в прокате, ибо зритель не принял ни столь буквальную трактовку истории, ни новый образ Фокса. В довершение всего картина получила рейтинг R, скорее всего, за несколько эпизодов употребления наркотиков, ибо насилия и секса в фильме не наблюдается. В будущем эту тематику разовьет талантливый режиссер Даррен Аронофски, чья драма «Реквием по мечте» намного сильнее и больше.