За что в Париже поставили памятник гризеткам?

В 19-м веке во Франции в круге общения «приличной девушки» из среднего класса мужчин было совсем немного. Поэтому «приличная» буржуазная женщина не знала, как вести себя вне дома, во внешнем мире, который представлял собой по преимуществу «мужское» общество.

От незнания и происходили трагедии, типа трагедии мадам Бовари. Гризетки же, живя в огромном Париже, сталкивались с большим числом представителей сильного пола, и общаться с ними они умели.

Общение это было не только деловым и не только платоническим. Но возлюбленных себе гризетки, в отличие от проституток, выбирали сами. И чтобы понравиться милой белошвейке, от мужчин требовалось хотя бы и небольшое, но ухаживание. С течением времени у гризетки возникало три типа знакомых, некоторые из которых — жизнь есть жизнь — становились любовниками. Причем зачастую — одновременно.

Во-первых, это были ровесники, парижские молодые люди, чаще всего студенты. Связь с ними была веселой и недолгой, два-три месяца, редко полгода. Этим кавалерам девушки посвящали воскресенья. Ездили в пригород, устраивали пикники, катались на лодках. На картине О. Ренуара «Завтрак гребцов» (1881) изображена именно такая компания.

В конце 19-го века в Париже было много швейных мастерских, в которых работали молодые девушки. Для молниеносных свиданий с возлюбленными они использовали обеденный перерыв. Поэтому их называли «мидинетками» (от французского слова «midi» — «полдень»). У мидинеток были свои любимые кабачки и бистро, свои любимые развлечения, свои ритуалы. Так, те из них, которым исполнялось 25 лет — серьезный по тем временам возраст — и которые все еще были не замужем, устраивали вечеринку. На этой вечеринке они сами себя торжественно посвящали в старые девы, после чего не без гордости носили соответствующий наряд. Вечеринка эта устраивалась 7 декабря, в день святой Екатерины, которая считалась покровительницей девственниц. Отныне мединетки переходили под покровительство святой Екатерины и начинали называть себя «катринетками».

Второй тип знакомых гризетки был мужчина зрелых лет, как правило, буржуа, обремененный делами и семьей. С этим «папиком» гризетка встречалась один или два раза в неделю. О бескорыстной любви здесь, конечно, речи не шло. Этот знакомый платил за свежее тело и молодые поцелуи — хорошая прибавка к невысокому заработку гризетки. Бывало, что на эти деньги гризетка бескорыстно подкармливала бедного друга, голодающего студента.

Кстати, гризетки внесли свой вклад и во французскую кулинарию. Благодаря им появились печенья-галеты. Первоначально галетой назывался пирог, который девушки пекли для себя и для своих возлюбленных в духовке. Пирог этот был плоский и круглый, похожий на морскую гальку (по-французски «galet»).

Наконец, среди знакомых мужчин у гризетки на примете были один или два вполне положительных человека, парижские рабочие или мастеровые. Это были мужчины уже не юного возраста, но все еще неженатые. С ними девушка рассчитывала создать семью. Следовало только подождать, когда будущий супруг накопит достаточно денег, чтобы обеспечить будущее семейство. Общение с этими мужчинами включало и любовные утехи тоже, но отношение к ним было другое, нежели к юным студентам или пожилым «опекунам». В будущем муже ценилась надежность, спокойная уверенность в себе, какое-никакое, но образование, сложившиеся вкусы и взгляды на жизнь, под которые девушка, конечно, подлаживалась, но без особого труда, потому что это были вполне понятные ей взгляды и вкусы.

У мужчины тоже были схожие устремления. На подругу-гризетку он смотрел как на будущую супругу, поневоле прикрывая глаза на нынешние ее развлечения. Надо сказать, что такая связь обычно заканчивалась браком. И возникала семья, основанная на несколько других отношениях, чем прежние буржуазные семьи. Имущественное равенство супругов было здесь почти очевидным. Поэтому большую роль играли сердечная склонность и взаимное уважение. Легкомысленная и веселая цветочница становилась вполне добродетельной женой и матерью.

Гризетки были весьма заметны на парижских улицах. У этих барышень водились деньги, поэтому они следили за собой и старались хорошо одеваться. Какое-никакое образование у них тоже было. А многому они учились, постоянно общаясь с дамами из высшего общества, за обслуживание которых, собственно, и получали свои деньги.

Так в Париже в последней трети 19-го века образовался круг женщин, для которого Дюма-сын придумал название «полусвет» («demimond»), как бы противопоставляя его «высшему свету» («beau monde»). В полусветский круг кроме честных тружениц-гризеток входили и содержанки, и дорогие проститутки-кокотки. Женщины этого круга образовали свой мир, как бы параллельный миру светских дам. Миры эти, хотя и были параллельными, между тем все время пересекались. Дамы полусвета посещали те же парижские магазины, прогуливались в том же Булонском лесу, заходили в те же кафе и даже в Оперу. Хотя, честно говоря, они предпочитали зрелища более площадные, а театрики более веселые. Именно благодаря этому кругу зрителей в Париже расцвела оперетта. А когда появилось кино, аудитория для кинотеатров уже была сформирована именно «полусветскими» дамами и их друзьями.

Гризетки — это целая эпоха в жизни Парижа, почти восемьдесят лет. Так что не удивительно, что в Париже среди множества памятников самым разным историческим лицам и событиям стоит и скромный памятник гризетке. Это скульптура девушки-цветочницы, поставленная в 1911 году. Создал этот памятник Жан-Бернар Деком (Jean-Bernard Descomps)(1872−1948). Памятник гризетке находится на площади Жюля Ферри (Square Jules-Ferry) в 11 округе Парижа, напротив канала Сен-Мартен. Это совсем недалеко от площади Республики.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: