Как группа RAMMSTEIN создала гимн для Кличко и левый марш?
Следующего после «Sehnsucht» альбома поклонникам RAMMSTEIN пришлось ждать почти четыре года. За это время в прессе поползли слухи о распаде группы. Но распадаться было рановато. В 2001 году RAMMSTEIN наконец-то издали новый альбом — возможно, лучший в их карьере.
Назывался он «Mutter». Несмотря на более тяжёлое, чем у «Sehnsucht», звучание, альбом почти полностью состоял из первоклассных хитов. Впрочем, самую известную песню выделить довольно легко. «Sonne» (2001)
Одной из особенностей музыки альбома была ее эпическая грандиозность. Музыканты вспоминали, как продюсер попросил их добавить в звучание больше «вагнеровского» («Ведь вы немцы»), на что те ответили: «Окей, сделаем». Вагнеровская мощь слышна уже в первой песне «Mein Herz Brennt» (хотя «раммштайновцы» и не скрывали, что вдохновлялись прежде всего знаменитым «Кашмиром» группы LED ZEPPELIN).
На вторую же грандиозную вещь RAMMSTEIN вдохновили не кто иные как… братья Кличко. Началось с того, что украинские боксёры заказали немецким музыкантам песню, которая сопровождала бы их выход на ринг. Несмотря на то, что поначалу композицию так и назвали — «Der Boxer», Тилль описал боксёрский поединок метафорически.
(перевод с сайта rammstein. ru)
«Солнце светит из моих рук, Может обжигать, может слепить вас Если они в кулак дышат, Ложится теплом на лицо. Ложится с болью на грудь, Равновесие будет потеряно, Жестко заставит, тебя к земле идти, И мир считает громко до десяти.
Один Восходит солнце Два Восходит солнце Три Она — самая светлая звезда из всех Четыре И никогда не упадет с неба".
Пауль Ландерс: «Мы представляли себе действительно прекрасную вещь — вся арена считает вместе — один, два, три и дальше до десяти и потом „Всё!“ Прямо при этих словах Кличко выходит на арену и идет к рингу. В момент, когда он перед рингом вскидывает руки вверх, раздается припев: „Hier kommt die Sonne!“ Так это было задумано».
Однако братьям-боксёрам песня показалась слишком тяжёлой, и они от неё отказались. Зато у группы появился мощнейший суперхит, названный теперь «Sonne» (Солнце). Лично для меня именно эта песня, а не «Du Hast», является своеобразной квинтэссенцией всего лучшего, что есть в RAMMSTEIN. Да они и сами это понимали.
Рихард Круспе: «В ней есть тяжеляк, есть мелодия, есть эпичность — в ней есть все ингредиенты для хорошей хард-поп песни».
Из «вагнеровского» в песне можно отметить и подвывающий в припеве высокий женский голос, который являлся сэмплом, взятым клавишником из какой-то оперы.
Понятно, что «Sonne» вышла синглом и была подкреплена очередным необычным видеоклипом. Сюжет его был крайне далёк от смысла песни, зато обыгрывал уже не фильмы Тарантино, а национальную сказку о Белоснежке и семи гномах. Как и обычно, сказка у RAMMSTEIN вышла довольно брутальной. Сексуально-вульгарная госпожа Белоснежка постоянно колется наркотиком в виде золотой пыли, которую добывают ей гномы, а за невыполнение плана эротично шлепает их по маленьким попкам. Умирает же она вовсе не от яблока, а от передоза. Яблоко же, напротив, разбивает в конце хрустальный гроб и героиня оживает.
Роль Белоснежки сыграла русская модель Юлия Степанова, но в одной сцене (где она стоит вместе со всеми гномами) её подменил… двухметровый баскетболист (руки и лицо девушки наложили уже на компьютере). Также для правдоподобия интерьер домика гномов был выполнен в уменьшенном варианте.
Оливер Ридель: «…Съемки длились долго, однажды нас разукрасили с ног до головы в черный цвет, и мы не испытывали желание идти домой только для того, чтобы помыться, поспать, а потом вернуться рано утром и заново гримироваться. Поэтому мы раздобыли ящик пива и устроили маленькую вечеринку, а спали в гномовских кроватях, что было очень странно и забавно… Мы проснулись как будто посреди какого-то приключения».
Впрочем, первоначально для клипа задумывался ещё более провокационный сюжет — о том, как летчики сбрасывают атомную бомбу на Хиросиму. «И-и-и, раз — восходит Солнце!»… «Links 2 3 4» (2001)
Но в итоге с атомной бомбой решили не шутить. Они ещё хорошо помнили, какой скандал вызвал их клип 1998 г. на кавер песни DEPECHE MODE «Stripped».
Ещё до этого агрессивный немецкий язык и неприкрытый нордический дух песен RAMMSTEIN воскрешал у многих неприятные ассоциации. А тут ребята ещё умудрились сопроводить песню нарезкой из фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». На первый взгляд ничего крамольного в клипе не было — одни мускулистые спортсмены и спортсменки. Проблема заключалась в том, что Лени сняла свой фильм к Олимпийским играм 1936 года, проходившим в нацистской Германии.
«Раммштайновцы», конечно, заявляли, что «Олимпия» просто хорошо подходила к песне и они не имели в виду ничего нацистского. Но мне ясно также и то, что они не могли не предвидеть последствий подобной провокации. Скорее всего, RAMMSTEIN подобным образом отреагировали на постоянную боязнь Германии быть обвиненной в любом проявлении немецкого духа, страны, призванной и по сей день каяться за свой нацистский период.
Пауль Ландерс: «…мы — немцы, мы поем по-немецки, мы ощущаем себя немцами. Уже одно это обстоятельство связывает нас со страной».
Как ответ на обвинения в нацизме и была написана песня «Links 2 3 4». Её название, как это часто бывает у RAMMSTEIN, можно понимать двояко — оно означает и «слева», и «Левой! Два! Три! Четыре!».
«Они хотят моего сердца справа, но оно бьется оно слева…» — заявляет в песне Тилль Линдеманн, тем самым утверждая, что группа по своим политическим взглядам близка к «левым». Недаром пишут, что припев «Links 2 3 4» — прямая отсылка слушателя к революционной песне «Einheitsfrontlied», которую знаменитый Бертольд Брехт написал в 1930 году для Компартии Германии.
Кристиан Лоренц (Флаке): «Мы специально сделали эту песню тяжелой и злой! Чтобы все знали, что и левая группа может быть тяжелой и злой! Да, мы злые! И мы хотим такими оставаться! …Мы маршируем, но мы левые!»
Клип на «Links 2 3 4» был на этот раз вполне под стать этой маршеобразной песне. Главными его героями стали муравьи, которые дружно отплясывают под песни RAMMSTEIN на дискотеке (для этого по «танцплощадке» нещадно лупили снизу молотком). И тут в муравейник врываются черные жуки. Муравьи тотчас объединяются в боевой отряд (принимающий в клипе форму «раммштайновского» креста — символа группы) и общими усилиями «мочат» агрессора. Понятно, что муравьёв на съёмках погибло немало.
Но RAMMSTEIN не были бы RAMMSTEIN, если бы в конце клипа оставили неоднозначный намёк — объеденную муравьями человеческую руку (эту часть на ТВ обычно вырезала цензура). В общем, понимай, как хочешь…
О других песнях RAMMSTEIN читайте в следующей — заключительной статье. Пытливых же и любознательных отсылаю к 1-му комментарию к этой статье.