Фильм ужасов «Маньяк-полицейский». Во что превратился «дядя Степа»?

Ходят слухи, что милое и доброе советское кино испортил вечно загнивающий Запад. Вспомните бравых чекистов, кристально честных сотрудников КГБ, принципиальных и бескомпромиссных прокуроров и простых и отважных милиционеров. Куда они подевались, спрашивается, вместе с приходом гласности и плюрализма мнений? Известно куда. Переквалифицировались в продажных ментов, коррупционеров, предателей, шпионов и прочих «оборотней в погонах».

А меж тем на все том же Западе к полиции отношение всегда было лояльное. По крайней мере, в кино. В Голливуде даже изобрели специальный жанр — «полицейский боевик», дабы усилить пропаганду правоохранительных органов в массах. Да, закон и порядок не всегда достигался уставными методами, но герои наподобие Грязного Гарри, Мартина Риггса из «Смертельного оружия» и Акселя Фоули из «Полицейского из Беверли-Хиллз» становились кумирами поколений. Хотя и в Америке бывали попытки развенчать образ «порядочного полисмена». Нет, речь не пойдет о социально-обличительном «Тренировочном дне», а о фильме куда менее известном. Отсутствие рекламы не помешало ленте Уильяма Лустига «Маньяк-полицейский» со временем превратится в короткую, но яркую франшизу о бессмертном психопате в форме.

…"Большое яблоко" паникует, ибо на улицах орудует смертельно опасный маньяк. Все бы ничего, да только убийца не щадит никого, терминируя горожан без всякой причины и отбора по расовым, национальным, половым или иным признакам. Хуже всего, что таинственный душегуб прикрывается добрым именем полиции, расхаживая по темным переулках и подворотням в форме копа. И теперь неясно, то ли в случае ограбления покорно расставаться с кошельком и курткой, то ли по-прежнему надеяться, что «моя полиция меня сбережет». Жители теперь в каждом офицере склонны видеть маньяка, а не спасителя.

Сами полицейские, понятное дело, в эти бредни не верят. Мало ли кому взбрела мысль опозорить честное имя. Тем более что убийцу вскоре взяли чуть ли не с поличным. Им оказался патрульный Джек Форрест, чья жена давно подозревала за ним всякое нехорошее. Форрест всего лишь тренькался на стороне от тихопомешанной супруги-домохозяйки, но когда ту нашли в номере отеля с перерезанным от уха до уха горлом, патрульного немедля взяли в оборот. Доказать свою невиновность и непричастность Джек не в состоянии, а настоящий убийца тем временем залег на дно.

Но и эта веревочка долго не вилась. Не удержался маньячина, взялся за старое. Решил, так сказать, попробовать себя в роли народного мстителя. И тут-то его личина и открылась. А под ней, упаси Господи, страшная рожа оказалась, да и не больно живая. Хороший коп — мертвый коп, гласит бандитская поговорка, в нашем случае приведенная от балды. Потому как ходячий коп-мертвец уже давно забыл клятву и мстит своим обидчикам, некогда изжившим его с белого света за непримиримость к силам зла…

Как видим, даже в таком простецком, развлекательном трэше, как «Маньяк-полицейский», честь мундира формально поругана не была. Да, главный герой не является примером для подражания и уж точно в анналы киногероев в погонах не войдет, но абсолютным злом он не является. По ходу фильма авторы натужно, но верно гнут свою линию, постепенно превращая маньяка в жертву системы. Мол, с человеком обошлись нехорошо, вместо правительственных наград сфабриковали дело и упекли в тюрьму, где, ясен пень, выжить ему была не судьба. Вот и восстал он из мертвых и жаждет мести над своими начальниками, попутно убирая с дороги всех, кто ему мешает.

На этом логика сценария Ларри Коэна упирается в невидимую преграду. Автор многих сюжетов знаменитого сериала «Коломбо», криминального триллера «Бестселлер» с Джеймсом Вудсом и эффектной ленты «Сотовый», Коэн на «Маньяке» откровенно отдохнул, дав волю извращенному воображению. Даже в финале фильма зритель продолжает недоумевать — то ли злодей и впрямь вернулся из ада, то ли его просто не добили сокамерники. Ходит вроде сам, но при этом без бронежилета выдерживает всю обойму в упор. Ручищи аки дубы вековые, физиономия одна чего стоит, но передвигается шустро, словно ниндзя, нанося удар исподтишка. Таинственная личность, чья загадка в первой части киносериала так и не была разгадана.

Ленту Лустига спасли от забвения три вещи. Во-первых, неофициальным патронажем картины занимался не абы кто, а уже известный тогда кинематографист Сэм Рэйми, создатель культовых «Зловещих мертвецов». Сам Лустиг на тот момент был известен другим жутиком, который назывался просто и бесхитростно «Маньяк». Не имея особого опыта в жанре, поддержка Рэйми оказалась как нельзя кстати. Последний также засветился ближе к финалу в роли репортера на параде.

Во-вторых, не звездный, но вполне профессиональный кастинг. Номинальные главные роли отошли актерам Тому Аткинсу («Смертельное оружие») и любимчику и близкому другу Рэйми Брюсу Кэмпбеллу, а также актрисе Лаурен Лэндон. Эффектная блондинка Лэндон, кстати, является далеко не последним поводом для просмотра фильма, хотя ничего экстравагантного на экране не вытворяет. И даже местами откровенно фальшивит. Но больше всего создателям подфартило с исполнителем роли копа-маньяка. Громила Роберт З’Дар словно создан для этой роли, благодаря своей нестандартной внешности (его фирменный подбородок мелькает во многих известных лентах, в том числе в боевике «Танго и Кэш»). З’Дар — заложник второстепенных ролей жлобов и амбалов с плохими намерениями — у Лустига получил, можно сказать, многогранный образ. И фиг с ним, что лицо актера показывают лишь вскользь. Может, оно и к лучшему?

Последний аспект, придавший ленте ускорение в прокате — это неплохой драйв постановки. Разумеется, первую половину, пока все ходят вокруг да около, придется немного поскучать, но зато потом будут и драки, и погони, и стрельба. Несмотря на то что картина формально приписана к жанру ужасов, кино совсем не страшное, и даже не отвратительное. Крови — два стакана, саспенса на грош. Это, скорее, полуфантастический триллер с элементами детектива и боевика. Еще бы немного юмора добавить не мешало, а то серьезные рожи актеров, вещающих о блуждающем по Нью-Йорку мертвом полицейском, немного напрягают. Но из сценария, как известно, буквы не выкинешь.

Как это ни странно, после относительного провала в прокате «Маньяк-полицейский» очень удачно выступил в видеопрокате. Что в дальнейшем позволило Лустигу и компании выпустить в свет продолжение с порядковым номером «2». Как и полагается, сиквел усилил и углубил, но в неправильных местах. Больная фантазия авторов окончательно превратила копа-маньяка в монстра, а диалоги главных героев стали еще площе и глупее. Место Брюса Кэмпбелла и Лэндон занял Роберт Дави (злодей из ленты бондианы «Лицензия на убийство») и Клаудия Кристиан из сериала «Вавилон 5». Авторы заметно улучшили боевую составляющую, и казалось, расправились со злобным полицейским навсегда.

Не тут-то было. Уже спустя три года вышла третья, на сегодняшний момент последняя часть похождений «Маньяка-полицейского» с подзаголовком «Значок молчания» (1993). Здесь из старичков остался только Роберт Дави и, само собой, его коллега Роберт З’Дар. На двоих им приходится разыгрывать сомнительный сюжет, никак не заслуживающий звания «Жирной точки».

Поговаривают, что Голливуд вновь заинтересовался трилогией Лустига и планирует сварганить приквел (видимо, о событиях, приведших к появлению маньяка на улицах Нью-Йорка), но пока что продолжение № 4 находится в зачаточном состоянии. Так что «любимый город может спать спокойно».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: