Завидуете успеху прима-балерины? А ведь за ним - титанический труд!
А знаете ли вы, что у балерин и танцовщиков (слово «балерина» мужского рода не имеет) стаж работы в театре всего 20 лет, а ведущие театры России (Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге) провожают на пенсию всего после 15 лет работы?
Чем же так ценен этот труд? Прежде всего — уникальным талантом и невероятной физической нагрузкой. Помните, как Райкин в одной из своих юмористических сцен «рекомендовал» подключать «динамо-машину» к балерине, исполняющей знаменитые 32 фуэте (например, в партии Одиллии в балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского)? Возможно, это и смешное предложение, но как верно подмечен уровень затрат человеческого организма!
Однако чтобы исполнить эту труднейшую партию, надо пройти нескончаемо длинный путь, который начинается в раннем детстве. Маленькие девочки и мальчики приходят с родителями в детскую хореографическую школу на первый отбор. А сколько их будет еще впереди! И после каждого — единицы «счастливчиков». Кавычки не случайны.
Эти дети имеют «недетские» ограничения: минимум свободного времени, так как занятия в общеобразовательной школе — это часть нагрузки, ведь затем надо идти в другую школу. Только там уже не будешь сидеть и слушать. Педагог-репетитор ставит у станка (поручень, закреплённый к стене, за который нужно держаться рукой, чтобы не терять равновесие при выполнении специальных балетных позиций) и строго следит за правильной осанкой. После этих занятий тоже надо выполнять домашние задания: даже походка всё время под самоконтролем!
А диета! Причём пожизненная (ничего «сладенького и вкусненького»): любой излишек веса «грозит» выпадением из стройных рядов коллег. При наличии таланта и недюжинного усердия требуется ещё и везение: природа может «испортить» карьеру балерины, которая вырастет слишком высокой: ведь легче поднять миниатюрную девушку, что предпочтительнее танцовщику-партнёру.
Что детство! И юность с её манящими удовольствиями тоже проходит в балетных классах. Да, некоторые умудряются не только влюбляться, но и создавать семьи, заводить детей. При этом надо удержаться в профессии, так как «Его Величество Балет» требует возвращения к станку! Удивительно, но многие балетные семьи своих детей тоже ведут в хореографическую школу. Ведь кто как не они знают, какое будущее у выпускников! Конечно, школа формирует чёткие понятия о питании, об осанке, и вообще — о самодисциплине. Возможно, пройдя в детстве все испытания, родители уже забывают трудности, понимая пользу такой выучки для взрослой жизни. Однако со стороны это выглядит почти жестокостью…
Но вот — самые талантливые становятся ведущими артистами балета, что каждый день требует подтверждения достигнутой высоты мастерства. Если вы случайно окажетесь за кулисами во время спектакля, то поймёте, какой ценой достигается эта лёгкость почти парящих стройных балетных тел! Светящиеся улыбчивые лица за кулисами моментально преображаются, даже дыхание с трудом приходит в нормальное (кажется, что находишься на финише длинной беговой дистанции!).
И всё же — они не будут жить нашей спокойной, ленивой жизнью. За это мы и благодарны гениям балета!