Трудно ли стать оперным певцом? Голос - ещё не всё!
Почти все люди имеют голос, даже немые издают звуки, похожие на мычание. Именно с этих звуков начинаются многие вокальные упражнения…
Можно с детства мечтать об оперной сцене, но по-настоящему заниматься пением можно только после полного полового созревания. Имеется в виду возраст от 14−16 лет. Конечно, есть исключения, но они крайне редки. Ведь более раннее начало обучения по овладению специфически поставленным дыханием на опоре, как говорят педагоги-вокалисты, может привести к переутомлению голосовых связок, а там недалеко и до полной потери голоса…
Судьбы известных оперных певцов необычайно разнообразны: кто-то начинал петь в самодеятельности, кто-то учился играть на каком-либо музыкальном инструменте, а потом вдруг почувствовал потребность петь. В оперных театрах иногда берут желающих петь в хоре, причём без музыкального образования. В консерваториях на вокальных факультетах есть предмет под названием «Педагогическая практика». Можно прийти любому желающему, так сказать, «с улицы», и предложить себя в качестве подопытного «кролика» для занятий со студентом под руководством педагога-вокалиста. Это может стать началом карьеры певца. Но самый комфортный путь: продолжить творческую династию предков.
Бывают редкие случаи природной одарённости к такому ремеслу, когда и учить не надо: открыл рот и поёт. Но чаще всего голос надо «обработать» до культурных рамок. Самое главное: найти своего педагога. В процессе пения невозможно объективно оценить звучание своего голоса. Даже при воспроизведении голоса на магнитофоне человек порой не узнаёт себя. Кажется, что голос звучит грубо или тембр совсем не такой, каким слышится при разговоре. А в пении и подавно, поэтому некоторые певцы на репетициях прикладывают ладонь к уху наподобие телефонной трубки и пытаются услышать себя со стороны. Вот поэтому и нужен педагог, которому полностью доверяешь. Его слуховой контроль и замечания являются путеводной нитью на пути к вершинам вокального искусства.
Однако при всех вариантах остаётся одно общее правило: человек, вкусивший удовольствие от процесса пения, стремится вновь его ощутить. На оперном Олимпе — единицы; певцов, поющих главные партии в оперных спектаклях — много; в хоровых коллективах — ещё больше. Остальные — в клубах с караоке или… в компаниях за праздничным столом! Что же в этом плохого? Пусть поют себе в удовольствие.
Так какой же путь избрать? Любой! Есть случаи, когда у начинающего любителя пения с минимальным диапазоном при правильном обучении появлялся большой голос красивого тембра. Главная же трудность — зафиксировать ощущения звуковоспроизведения и повторить их. Даже профессиональные певцы иногда теряют эти ощущения и возвращаются к любимым педагогам для «реабилитации».
Профессия оперного певца многоплановая, голос — только средство для воплощения звукового образа. Необходимо так мастерски овладеть навыками красивого пения, чтобы зритель забыл об условности оперного спектакля и следил за действием актёров, наслаждаясь вокально-инструментальными звуками всех исполнителей.
Иллюстрация: Igor Bulgarin / Shutterstock. com